[i] ГАЗ-31105 ГАЗ-21Р ГАЗ-24-10 ГАЗ-3111 ГАЗ-31029 ГАЗ-3102 ГАЗ-3105 ГАЗ-3110 Русский народ никогда не скупился на прозвища для отечественных машин. Следует признать, что порой они были очень даже обидными, если не уничижительными, однако к газовским легковушкам доморощенные острословы всегда относились с особым уважением, вкладывая даже в далеко не лестное имя “баржа” некую идею стабильности и непотопляемости. Десятилетиями, время от времени модернизируясь, “Волга” оправдывала свое прозвище, но, увы, времена меняются, и, возможно, уже в скором будущем машине будет суждено уйти в историю... Одна из немногих здравствующих сегодня отечественных легковушек, она выдержала куда более серьезный финансовый кризис десятилетней давности, а до этого — противоречивые перестроечные годы, когда другие модели газовских машин прекращали свое существование по единому росчерку пера. Не угробили ее и крутые виражи эпохи перехода к основам рыночной экономики. А теперь, похоже, сам автогигант толком не знает, продолжать ли ему выпуск ГАЗ-3102 и ГАЗ-31105. Так что же, песенка “Волги” спета? Думаю, судить об этом не нам, а людям, ответственным за судьбы нашего многострадального автопрома. Мы же можем взять на свои хрупкие плечи куда менее ответственную задачу: воспользовавшись случаем, вкратце вспомнить, как рождалась марка “Волга”, как происходило ее становление и как она “докатилась” до того момента, когда встал вопрос о снятии машины с конвейера. Старт созданию ГАЗ-М21 был дан в ноябре 1953 года. В 1954 году ГАЗ построил первые опытные образцы нового автомобиля, получившего имя “Волга” (ведущий конструктор проекта — А. Невзоров, конструкторы — П. Лапшин, Н. Мозохин, Б. Попов, дизайн — Л. Еремеев, В. Арямов). ГАЗ-М21 оснащался 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем и 3-ступенчатой коробкой передач, причем предусматривалась установка на автомобиль как автоматической, так и механической КПП. Весной 1956 года “Волга” была представлена широкой общественности на автомобильной выставке в Москве. До конца этого года было выпущено пять экземпляров по так называемой обходной технологии. Три из них собрали 10 октября, и именно этот день принято считать официальным днем рождения ГАЗ-21. Зато в следующем, 1957 году Горьковский автозавод построил уже 5623 “двадцать первые”. Сначала “Волга” комплектовалась заимствованным у “Победы” нижнеклапанным силовым агрегатом (ГАЗ-21Б). Позже появился верхнеклапанный 70-сильный мотор с рабочим объемом 2445 куб. см, с которым ГАЗ-М21А, имевший механическую КПП, мог разгоняться до скорости 130 км/ч. ГАЗ-21 с “автоматом” немного проигрывал ГАЗ-21А в быстроходности: он мог развить максимальную скорость лишь 125 км/ч. В 1958 году от выпуска модификации ГАЗ-21 отказались, поскольку в СССР возникли сложности с обслуживанием автоматической коробки передач. В дальнейшем в стандартном исполнении “Волга” комплектовалась только механической КПП. В 1962 году завод освоил выпуск модификации автомобиля с кузовом типа универсал, на базе которого ГАЗом также производилась санитарная версия. “Волга” пользовалась огромным спросом в СССР и за его пределами. Достаточно сказать, что машина экспортировалась в 75 стран мира. Удачный дизайн позволил ей долгое время выглядеть современно рядом с зарубежными одноклассниками. Однако с начала 60-х годов ГАЗ уже вел работу над своим новым проектом — ГАЗ-24, ведущим конструктором которого был назначен В. Реутов. Комфорт, солидность и новый 95-сильный двигатель перспективной “Волги” позволили поднять престиж горьковской марки на новую высоту. Создателям ГАЗ-24, вне всякого сомнения, удалось собрать в этом седане все лучшее, что было подтверждено многолетним опытом эксплуатации его предшественника. ГАЗ-24 работал уже не на “76-м”, а на “93-м” бензине. Стоил он очень недешево — около 9 тысяч рублей, однако это обстоятельство не могло остановить потенциальных покупателей. На базе ГАЗ-24 завод опять-таки выпускал универсалы, таксомоторы и медицинские автомобили. “Монополия” “двадцать четвертой” длилась лишь десятилетие. В 1981 году, к открытию XXVI съезда КПСС, завод выпустил первую промышленную партию “Волги” ГАЗ-3102, которая имела не только серьезно измененный внешний вид — она являлась еще и первым отечественным транспортным средством, в двигателе которого для зажигания применялся так называемый ЛАГ-процесс. ГАЗ-3102, однако, оказался достаточно дорогой машиной, поэтому о полном переходе на ее выпуск не могло идти и речи, так что в первой половине 80-х коллектив газовских конструкторов под руководством В. Доброхотова занялся рестайлингом ГАЗ-24. В ГАЗ-24-10, на котором, в частности, нашел применение форсированный двигатель ЗМЗ-402.10, был использован целый ряд конструктивных решений, “обкатанных” на ГАЗ-3102. Автомобиль ГАЗ-24-10 и его “производные”, конечно же, спасли ситуацию, но ненадолго. Поэтому в 1991 году силами УКЭР ГАЗ под руководством Г. Стрельникова была создана “компромиссная” “Волга” ГАЗ-31029. Ей рабочие и служащие Горьковского автозавода должны быть особенно признательны, ведь именно благодаря освоению ее выпуска вновь резко поднялся спрос на продукцию предприятия! За ГАЗ-31029 последовал конструктивно близкий ГАЗ-3110, хотя, конечно же, многие ожидали от “нижегородского Детройта” чего-то новенького. И это “новенькое” пришло в виде ГАЗ-3105 (ведущий конструктор С. Батьянов) и ГАЗ-3111 (ведущий конструктор О. Медведев). Обе машины стали своеобразным олицетворением прихода на ГАЗ нового поколения творческих работников, но по стечению обстоятельств и первая, и вторая оказались “за бортом” серийного выпуска. По данным ГАЗа, в общей сложности было построено 52 экземпляра ГАЗ-3105 и 415 — ГАЗ-3111. Сегодня основной легковой продукцией Горьковского автомобильного завода является модификация ГАЗ-31105. У машины по-прежнему есть свои приверженцы — в основном это люди, созна- тельно делающие выбор в пользу нового отечественного авто, даже несмотря на некоторую его “прожорливость” и — да что уж там скрывать! — порой “хромающее” качество заводской сборки. В последние годы на ГАЗе никто не делает секрета из того, что интерес к “Волге” в России постепенно снижается — некоторое время назад этот постулат даже был подтвержден официальным заявлением, гласившим, что “Волга” будет выпускаться до тех пор, пока на нее существует спрос. Впрочем, с вводом в Нижнем Новгороде в строй действующих мощностей по сборке автомобиля Siber расстановка сил не могла не измениться. Другое дело, что в связи с известными событиями экономического характера планы по производству легковушек на платфроме Chrysler, очевидно, ГАЗу все же придется переверстывать. И в этом случае на помощь заводу, что не исключено, вновь придет легендарная “баржа”, которую некоторые средства массовой информации уже поспешили отправить на “свалку истории”. Нет, легенды автопрома не уходят со сцены так быстро, как, возможно, кому-то и хотелось бы. Патриоты марки “Волга”, похоже, вообще не верят в то, что она когда-то прекратит существование. Да она, собственно, его и не прекращает, полунезримо присутствуя в имени “Сайбера”, хотя, как вы и сами прекрасно понимаете, это уже совсем другая история...
|